По своей востребованности строительные материалы не уступают пищевым продуктам или метизным изделиям. В число наиболее популярных стройматериалов уверенно входит традиционный бетон и его современные модификации. Высокая рентабельность производства бетона не вызывает сомнений, поэтому многие предприниматели всерьез присматриваются к так называемому «бетонному» бизнесу.
Бизнес-план бетонного производства
Прежде, чем будущая «акула» рынка товарного бетона устремится к вершинам финансового Олимпа, первые шаги предпринимателя должны быть максимально продуманными и взвешенными. С этой целью составляется бизнес-план, в котором рассматриваются все аспекты организации производства бетона, перспективы реализации бетонной продукции, рассчитывается рентабельность производственной деятельности и оценивается срок окупаемости инвестиций. Одним из достоинств бизнес-плана является его конкретность и своего рода «приземленность», объективно отражающая реальный баланс между спросом на бетон в регионе предполагаемой дислокации БСУ и предложениями от уже развернувших свои мощности бетонных заводов.
Структура бизнес-плана производства бетона
Чтобы предприниматель четко представлял свои перспективы, в бизнес-плане рассматриваются следующие положения:
- Обзор рынка бетона в данном регионе с учетом планов развития местной инфраструктуры и дорожного строительства. Оценка перспективности предприятия, выбор мощности бетонного завода, необходимой для эффективной работы.
- Рассмотрение вариантов бетоносмесительного оборудования от нескольких производителей для обоснования выбора конкретной модели бетонного завода.
- Варианты обеспечения материалами, ориентированные на приобретение цемента, щебня, гравия и песка с учетом особенностей логистики в регионе (удаленность поставщиков сырья, бездорожье и т.п.).
- Производственные расходы, включающие следующие основные позиции:
- расходы на материалы;
- расходы на приобретение бетоносмесительного оборудования, шеф-монтаж и пуско-наладку;
- оплату аренды производственных площадей;
- цеховые расходы и издержки производства;
- заработную плату персонала.
- Финансовый план, в котором отражены:
- инвестиции на первый год эксплуатации;
- определение расчетной стоимости 1 кубометра бетона;
- реализация производимой бетонной продукции сторонним организациям;
- расчет прибыли в пересчете на 1 кубометр бетона;
- учет плановых простоев при проведении техобслуживания;
- расчет сроков окупаемости бетонного завода.
Советы и рекомендации по выбору бетоносмесительного оборудования
- Новичкам в «бетонном» бизнесе предпочтительнее открывать небольшое производство на базе мини-заводов, чтобы минимизировать риски потери вложенных средств. Уже после оптимизации расходов предприятие можно расширить, докупив более мощное оборудование, и разнообразить линейку производимой продукции. Мини-производители бетона более гибки к колебаниям спроса на рынке. Возможности предприятия мощностью 10 куб. м бетона/час в части изменения ассортимента и или диверсификации каналов сбыта более широкие, чем у гигантов, выпускающих более 100 куб. м/час.
- При выборе оборудования следует обращать внимание на продукцию брендовых предприятий, работающих на рынке строительной техники уже достаточно длительное время, например, ZZBO (Златоуст, Россия), концерны Германии или Турции.
- Стоимость мини-завода модели БЮДЖЕТ-10 (мощность 7-10 куб.м/час) производства ZZBO составляет 633 тыс. руб., тогда как стационарный крупный завод модели ЛЕНТА-106 того же производителя (800-106 куб. м/час) оценивается на порядок дороже – 6768 тыс. руб.
Заключение
Для начинающего производителя бетона первые шаги в бизнесе должны быть такими же уверенными, как и его коллеги с десятилетним стажем аналогичной деятельности. Критерий успеха в производстве бетона для всех одинаков – высокое качество бетонной продукции.